Как вы оцениваете перспективы развития категории мучных смесей? Как бы вы оценили долю этой продукции на рынке муки? На сколько % она выросла за последние годы?
С 2013 года и на сегодняшний день могу отметить активный рост производства мучных смесей для выпечки. Многие производители активно занимают эту нишу и замещают импортные мучные смеси российскими. Так, по данным аналитики BusinesStat импортозамещение по категории мучных смесей выросло практически втрое – с 17,2 тыс. тонн в 2013 году до 5,9 тыс. тонн в 2017 году. Голосуя рублем счет идет в пользу российских производителей. Готовые мучные смеси - очень удобный инструмент, призванный существенно упростить и ускорить процесс изготовления конечных изделий как для небольших ремесленных пекарен и профессиональных кухонь, где отсутствует возможность постоянного контроля и коррекции рецептур, в зависимости от качества входящего сырья, так и для тех, кто готовит самостоятельно дома. Что касается состава смесей, то в большинстве случаев это продукция длительного срока хранения и содержит большое количество «Е» компонентов и добавок непонятного происхождения. Это касается как российских, так и импортных смесей. Лишь немногие производители смогли разработать и заявить на рынок чистые от улучшителей натуральные смеси.
Какие доли на рынке, по вашим наблюдениям, занимают различные виды муки (пшеничная, ржаная, цельнозерновая, прочие виды и т.д.)? Какие категории сегодня являются наиболее растущими и перспективными? На производство / продвижение какого вида продукции делает акцент ваша компания и почему?
Безусловно пшеничная мука является локомотивом мукомольного рынка и занимает порядка 93% от других производимых видов, в тоннаже составляет более 8 500 тыс. тонн в год. По итогам 2018 года экспертно-аналитическим центром агробизнеса «АБ-Центр» приведена следующая статистика: доля пшеничной хлебопекарной муки высшего сорта составила 64%, муки пшеничной хлебопекарной первого сорта - 19,9%, прочей пшеничной муки (включая второй сорт, пшенично-ржаную) - 8,1%. На ржаную муку в 2018 году пришлось 6,8% всей произведенной в стране муки из зерновых культур (629,3 тыс. тонн), на другие виды муки из зерновых культур - 1,2% (106,6 тыс. тонн). Дефицит стабильно качественной муки от поставки к поставке на внутреннем рынке, изучая принципы работы моих партнеров из Италии подтолкнули меня на организацию производственной компании, специализирующейся на купажировании различных сортов зерна и создание индивидуальных мучных блендов по заказу наших клиентов. Мы работаем с российскими и иностранными торговыми сетями, хлебобулочными производствами и предприятиями HoReCa поставляя мукомольно-крупяную продукцию под ™ «MUKAMUKA» с 2015 года. В нашем ассортименте представлены продукты собственного производства, так и импортные мукомольные товары. Весомую часть производственного портфеля занимают безглютеновые виды муки: рисовая, гречневая, кукурузная. В поставке каждого из перечисленных видов мы подтверждаем отсутствие следов глютена анализом из независимой аккредитованной лаборатории. Используя современные электронные системы управления и контроля в повседневной работе мы успешно и оперативно решаем поставленные задачи, чем заслужили репутацию надежного поставщика. Основные правила нашей компании – это поставлять продукцию стабильно высокого качества, удовлетворяющей целям покупателей, строго соблюдая согласованный график поставок.
Как вы оцениваете перспективы развития категорий нетрадиционной муки (овсяной, ячменной, гречневой, полбяной и из других видов зерна)? Какую долю сейчас занимают данные сегменты на рынке муки? И при каких условиях может произойти переключение потребителей с традиционной продукции на нетрадиционные виды муки?
Действительно, многие, до недавнего времени редкие виды муки сегодня набирают популярность как среди конечных потребителей, так и у профессионалов. В структуре продаж нашей компании они составляют порядка 30%, из которых 20% приходятся на безглютеновые виды муки и 10% на полбяную и муку из спельты. Полное переключение массового потребителя на такие виды муки исключено в виду невозможности полноценной замены пшеничной и ржаной муки в изделиях. Среди основных причин – сложившийся рацион продуктов питания и стоимость такой муки, в пользу пшеничной и ржаной. Ритейл и производственные компании, выпускающие на рынок изделия и товары из полбяной, рисовой, гречневой, овсяной в основном ориентируются на аудиторию с средним доходом и выше. Именно эти факторы и обуславливают ограниченный объем спроса на такую продукцию. Но учитывая рост интереса к продуктам с чистым составом, полезных злаков, отсутствие добавок, заменителей и консервантов, популяризацию полезных видов муки в СМИ создают благоприятную почву для роста спроса на новые категории.
Каким потенциалом, на ваш взгляд, обладает категория безглютеновой муки? Как бы вы оценили долю этой продукции на рынке муки и динамику категории?
Для внутреннего рынка это новый продукт, который не имеет сложившего спроса и предложения. Потребителя этой категории очень мало в виду отсутствия информации о глютене (клейковине). Мировой рынок безглютеновых продуктов начал развиваться в 2-х годах, в Северной Америке. После следует европейский и замыкает «тройку» азиатский рынок. Таким образом перед российскими производителями открываются новые перспективы предложения безглютеновой продукции. Особенно эти продукты необходимы для людей с целиакией – непереносимостью белка глютена. Американский фонд целиакии (Celiac Disease Foundation, CDF) определяет потребителей не только из группы с прямыми противопоказаниями к клейковине, но и людей с диабетом, повышенной плаксивости, раздражением, депрессиями, аутизмом, рядом психических и гастроэнтерологических заболеваний. Дополнительную динамику этой категории придает ее приближение к продуктам полезного питания.
Как можно охарактеризовать конкурентную среду на рынке муки? В каких сегментах наиболее сильна конкуренция? Стало ли вам сложнее работать на фоне насыщения рынка и снижения общего уровня рентабельности на рынке?
Мукомольный рынок можно условно разделить на две категории: индустриальные производства и небольшие ремесленные. Самая сильная конкуренция идет на рынке пшеничной муки среди индустриальных производителей. Пересыщенный рынок мукомольных предприятий, призванных к выпуску массовой муки зачастую не подкрепляет производимые объемы качеством.
В связи с этим мы выбрали новую нишу – производство мучных блендов. Отсутствие стабильности качества муки на внутреннем рынке от поставки к поставке создает благоприятные условия для создания мучных блендов. Купажирование позволяет создавать муку с заданными характеристиками под определенные изделия, а также сохранять стабильность продукции от поставки к поставке. Безусловно это достаточно крупные затраты на изыскания и исследования, выведение рецептур от урожая к урожаю, но на выходе создается уникальный и качественный продукт.