Блог о муке

9

Аналитики отмечают, что рынок муки в целом в 2017-2018 годах продолжил незначительный рост. С чем, по вашему мнению, связана положительная динамика производства (увеличение площади посевов, благоприятные погодные условия, повышение цен и рентабельности выпуска муки, развитие новых сегментов, другие факторы)?

Представленные в открытых СМИ аналитические выкладки по развитию рынка противоречат друг другу: одни показывают незначительный рост, другие снижение объемов производства массовых видов мукомольной продукции. Незначительный рост рынка в рублевом эквиваленте могу оправдать увеличением цен на пшеничную муку из зерна пшеницы 3-го класса, который составил порядка 20% в период с июля 2018 по март 2019 года. В условиях жесточайшей конкуренции на рынке массовых сортов муки между индустриальными производствами отпускные цены зачастую находятся на уровне себестоимости, а порой и ниже. Такая ценовая конкуренция промышленников создает благоприятные условия для возможных манипуляций с качеством сырья (зерна) и вместо 3-го класса пшеницы в ход могут идти 4-й и 5-й классы кормового зерна (фуражное зерно). Теряя качество, стабильность, и отсутствие поддержки мукомольных предприятий со стороны государства, а Минсельхоз РФ исключил такие предприятия из списка льготного кредитования на закупку сырья, не позволяет в том числе оптовому и мелкооптовому бизнесу развивать действующие и открывать новые каналы сбыта продукции, что ведет к сокращению объемов производств продукции, а спустя некоторое время и закрытие таковых. В период с 2012 по 2019 год было закрыто или законсервировано порядка 100 индустриальных мельниц. За очень редким исключением мы можем увидеть примеры компаний, которые успешно организовали полный цикл производства мукомольной продукции стабильного качества и ее сбыт внутри страны и за рубеж.
Если мы говорим о небольших производствах, не массовых видов муки, то здесь мы наблюдаем действительно положительную динамику, благодаря таким драйверам как рост популярности продуктов для полезного питания, активного развития рынка безглютеновой продукции, рост интереса к традиционным способам получения муки и к ремесленным производствам в целом – помол зерна на каменных жерновах, уход от промышленных дрожжей в пользу спонтанной закваски, разделению помолов муки на «головы и хвосты» и активном спросе со стороны как конечного потребителя так и профессионалов из сегмента ХоРеКа на стабильно качественные, натуральные и полезные продукты.

b19bb1734078ea746baa2e9ba10173d1

Какие доли на рынке, по вашим наблюдениям, занимают различные виды муки (пшеничная, ржаная, цельнозерновая, прочие виды и т.д.)? Какие категории сегодня являются наиболее растущими и перспективными? На производство / продвижение какого вида продукции делает акцент ваша компания и почему?

Безусловно пшеничная мука является локомотивом мукомольного рынка и занимает порядка 93% от других производимых видов, в тоннаже составляет более 8 500 тыс. тонн в год. По итогам 2018 года экспертно-аналитическим центром агробизнеса «АБ-Центр»  приведена следующая статистика: доля пшеничной хлебопекарной муки высшего сорта составила 64%, муки пшеничной хлебопекарной первого сорта - 19,9%, прочей пшеничной муки (включая второй сорт, пшенично-ржаную) - 8,1%. На ржаную муку в 2018 году пришлось 6,8% всей произведенной в стране муки из зерновых культур (629,3 тыс. тонн), на другие виды муки из зерновых культур - 1,2% (106,6 тыс. тонн). Дефицит стабильно качественной муки от поставки к поставке на внутреннем рынке, изучая принципы работы моих партнеров из Италии подтолкнули меня на организацию производственной компании, специализирующейся на купажировании различных сортов зерна и создание индивидуальных мучных блендов по заказу наших клиентов. Мы работаем с российскими и иностранными торговыми сетями, хлебобулочными производствами и предприятиями HoReCa поставляя мукомольно-крупяную продукцию под ™ «MUKAMUKA» с 2015 года. В нашем ассортименте представлены продукты собственного производства, так и импортные мукомольные товары. Весомую часть производственного портфеля занимают безглютеновые виды муки: рисовая, гречневая, кукурузная. В поставке каждого из перечисленных видов мы подтверждаем отсутствие следов глютена анализом из независимой аккредитованной лаборатории. Используя современные электронные системы управления и контроля в повседневной работе мы успешно и оперативно решаем поставленные задачи, чем заслужили репутацию надежного поставщика. Основные правила нашей компании – это поставлять продукцию стабильно высокого качества, удовлетворяющей целям покупателей, строго соблюдая согласованный график поставок.

2c6c238e645ba3bb63934a962354968a

Как вы оцениваете перспективы развития категорий нетрадиционной муки (овсяной, ячменной, гречневой, полбяной и из других видов зерна)? Какую долю сейчас занимают данные сегменты на рынке муки? И при каких условиях может произойти переключение потребителей с традиционной продукции на нетрадиционные виды муки?

Действительно, многие, до недавнего времени редкие виды муки сегодня набирают популярность как среди конечных потребителей, так и у профессионалов. В структуре продаж нашей компании они составляют порядка 30%, из которых 20% приходятся на безглютеновые виды муки и 10% на полбяную и муку из спельты. Полное переключение массового потребителя на такие виды муки исключено в виду невозможнсти полноценной замены пшеничной и ржаной муки в изделиях. Среди основных причин – сложившийся рацион продуктов питания и стоимость такой муки, в пользу пшеничной и ржаной. Ритейл и проихзводственные компании, выпускающие на рынок изделия и товары из полбяной, рисовой, гречневой, овсяной в основном ориентируются на аудиторию с средним доходом и выше. Именно эти факторы и обуславливают ограниченный объем спроса на такую продукцию. Но учитывая рост интереса к продуктам с чистым составом, полезных злаков, отсутствие добавок, заменителей и консервантов, популяризацию полезных видов муки в СМИ создают благоприятную почву для роста спроса на новые категории.

Каким потенциалом, на ваш взгляд, обладает категория безглютеновой муки? Как бы вы оценили долю этой продукции на рынке муки и динамику категории?

Для внутреннего рынка это новый продукт, который не имеет сложившего спроса и предложения. Потребителя этой категории очень мало в виду отсутствия информации о глютене (клейковине). Мировой рынок безглютеновых продуктов начал развиваться в 2-х годах, в Северной Америке. После следует европейский и замыкает «тройку» азиатский рынок. Таким образом перед российскими производителями открываются новые перспективы предложения безглютеновой продукции. Особенно эти продукты необходимы для людей с целиакией – непереносимостью белка глютена. Американский фонд целиакии (Celiac Disease Foundation, CDF) определяет потребителей не только из группы с прямыми противопоказаниями к клейковине, но и людей с диабетом, повышенной плаксивости, раздражением, депрессиями, аутизмом, рядом психических и гастроэнтерологических заболеваний. Дополнительную динамику этой категории придает ее приближение к продуктам полезного питания.

Как вы оцениваете перспективы развития категории мучных смесей? Как бы вы оценили долю этой продукции на рынке муки? На сколько % она выросла за последние годы?

С 2013 года и на сегодняшний день могу отметить активный рост производства мучных смесей для выпечки. Многие производители активно занимают эту нишу и замещают импортные мучные смеси российскими. Так, по данным аналитики BusinesStat импортозамещение по категории мучных смесей выросло практически втрое – с 17,2 тыс. тонн в 2013 году до 5,9 тыс. тонн в 2017 году. Голосуя рублем счет идет в пользу российских производителей. Готовые мучные смеси - очень удобный инструмент, призванный существенно упростить и ускорить процесс изготовления конечных изделий как для небольших ремесленных пекарен и профессиональных кухонь, где отсутствует возможность постоянного контроля и коррекции рецептур, в зависимости от качества входящего сырья, так и для тех, кто готовит самостоятельно дома. Что касается состава смесей, то в большинстве случаев это продукция длительного срока хранения и содержит большое количество «Е» компонентов и добавок непонятного происхождения. Это касается как российских, так и импортных смесей. Лишь немногие производители смогли разработать и заявить на рынок чистые от улучшителей натуральные смеси.

Как можно охарактеризовать конкурентную среду на рынке муки? В каких сегментах наиболее сильна конкуренция? Стало ли вам сложнее работать на фоне насыщения рынка и снижения общего уровня рентабельности на рынке?

Мукомольный рынок можно условно разделить на две категории: индустриальные производства и небольшие ремесленные. Самая сильная конкуренция идет на рынке пшеничной муки среди индустриальных производителей. Пересыщенный рынок мукомольных предприятий, призванных к выпуску массовой муки зачастую не подкрепляет производимые объемы качеством.

b842012e51e5433f1b7f686620edf5ec

В связи с этим мы выбрали новую нишу – производство мучных блендов. Отсутствие стабильности качества муки на внутреннем рынке от поставки к поставке создает благоприятные условия для создания мучных блендов. Купажирование позволяет создавать муку с заданными характеристиками под определенные изделия, а также сохранять стабильность продукции от поставки к поставке. Безусловно это достаточно крупные затраты на изыскания и исследования, выведение рецептур от урожая к урожаю, но на выходе создается уникальный и качественный продукт.

9c5752018ad59e08069a756574781a50

Может ли, по вашему мнению, экспорт стать хорошей возможностью для производителей нарастить свои продажи в условиях стагнирующего рынка? Поставляете ли вы свою продукцию на экспорт? На сколько % выросли ваши поставки за границу в 2017-2018 годах?

Безусловно, экспорт муки, как продукции переработки зерна может стать весомой долей в обороте многих мукомольных предприятий. Но без создания серьезной инфраструктуры и коллегиального регулирования цен от «поля до границы», в том числе заключении межправительственных соглашений для устранения административных, таможенных барьеров мы не сможем создать конкурентоспособное предложение на российскую массовую муку, оставаясь сырьевой базой для Турции, которым удалось представить на мировом рынке пшеничную муку из российского зерна, дешевле, качественнее и стабильнее, по сравнению с российской. Без государственного субсидирования некоторых звеньев-участников мукомольного бизнеса мы не можем конкурировать с Казахстаном – «соседом» средней Азии. Мы ведем переговоры с крупной китайской оптовой площадкой, совместно с нашими партнерами из Российского экспортного центра (РЭЦ). Уверен, что благодаря растущему интересу Китая к качественной продукции и поддержке проекта несырьевых экспортно-ориентированных компаний мы сможем существенно расширить географию и объем поставок.

85cc0771d8ec0f937b99bf59aa1110d5

 

Отвечал на вопросы Дмитрий Кочетков.

Выпуск журнала: № 215, август 2019

Спасибо за посещение нашего сайта!
Закажите каталог с ценами и ассортиментом поставки
Адрес:
Московская область, городской округ Мытищи, д. Беляниново, Промышленный проезд, вл. 22
График работы:
пн. – пт., с 09:00 до 17:00
Остались вопросы? Напишите нам!

Мы с удовольствием ответим!